Дух Святой в суфизме

Дух Святой в суфизме

Существует мнение, что суфии, будучи первыми учениками Христа, перебрались впоследствии в Азию, спасаясь от гонений укрепившейся Христианской Церкви. С возникновением ислама, суфии внешне восприняли его идейную сторону, внутренне оставаясь адептами сакрального восхождения. Сам термин "суфий", происходит от санскритского корня "саф" - чистый. Существуют и другие этимологии этого слова, но как нам представляется, приведённая выше этимология духовно оправдана.

Как и первые христиане, суфии воспринимали Святой Дух непосредственно и соответственно обозначали Его как "Дыхание Бога", "Дыхание Аллаха", "Дыхание Мессии" и т.д. При этом, суфии олицетворяли Бога в образе Возлюбленной, подчёркивая Женскую Ипостась Святого Духа, и символически сравнивая духовное томление с любовной страстью:

Мир - Дыхание.
Любовная страсть влюблённых,
Сама Возлюбленная -
Просто Дыхание.
/рубаи Ираки/.

Поговори с усладой сердца моего -
С Той, что подобна утреннему ветерку.
Наша любовь вспыхнула, как утренняя заря -
На одном вздохе.
/Саади/

Теперь рассмотрим Дыхание в разных его аспектах.

НАФАС

В арабском языке, для обозначения Дыхания используется термин "нафас". Он образован от арабского корня "н-ф-с" (утешать, утолять, облегчать, распространяться). Это Тот Самый Дух Утешитель, о Котором говорил Христос!

"Как специальный суфийский термин Дыхание - это дарование утешения сердцу посредством тонких частиц из сферы Незримого (лата'иф гхойюб), - поясняет Кошайри. - Характер того, кто "обладает" дыханием, доброжелательнее и покладистее, чем у того, кто является "обладателем" мистических состояний. Суфии полагают, что "обладатель Дыхания" (сахиб-э нафас) - это продвинутый адепт, "обладатель времени" (сахиб - э вакт) - начинающий, а "обладатель состояний" (сахиб-э хал) занимает промежуточное положение между ними. Люди сердца имеют дело с метафизическим временем, посвящённые в тайны духа - с мистическими состояниями, Дыхание же - это занятие адептов глубинного "я" (ахл-и сара'ир)"

"Дыхание Мессии" - это метафора того животворного воздействия Дыхания Мастера, которое Оно способно оказать на души, умирающие и порабощённые своими страстями.
Например, у Хафиза находим:

Приободрись, моё сердце,
Я чувствую Его в воздухе -
Чью-то вдохновенность на пути,
Благословенное Дыхание,
Вдохновенность Мессии.

"Дыхание Божественной Милости" (нафас-и рахман). Этот термин в суфизме наделяется особой значимостью. Абдор-Раззак Кашани пишет: "Дыхание Божественной милости или милосердия (нафас-и рахмани) есть сродственное бытиё (воджуд-и идхафи), единосущное, но множественное по проявлению в архетипных формах (совар-и ма'ани), то есть в неизменных архетипах (а'йан) и их конкретных аспектах (ахкам) на плане Божественного единства (вахидият).

Всё Бытиё явилось в виде выдоха,
выказав себя как распростирание истинного рассвета,
распахивающего врата
этого вселенского пристанища.
/Ресалаха-йе Шах Ни'мато'ллах Вали IV, с.80/

В "Наставительном трактате" (Рисала-йе хедайат) Шаха Ниматуллы о Дыхании Божественной Милости сказано так: "Дыхание Божественной милости - это экзистенциональное самопроявление (таджалли-йе воджуди), видимое на уровне Божественности, поскольку оно вбирает в себя все конкретные аспекты Божественных Имён, которые являются всеобщими архетипами (сурат-и коллийя) уровня Божественности.
Первый зримый эффект Дыхания Божественной Милости появляется по милости Всеобъемлющего Имени "Аллах". Последующие эффекты определяются универсальными именами, такими как Аль-Рахман (Милостивый), затем подчинёнными именами (асма'-и таллийя), которые порождают архетипические сущности (а'йан) индивидуальных существ". /Ресалаха-йе Шах Ни'мато'ллах Вали II, с.190/

В "Зеркале влюблённых" (Мир'ат-и 'ошак), недатированном справочнике неизвестного автора по суфийской мистической терминологии, об этом термине говорится следующее: "Это непрестанное излияние, или истечение (фаидх), Бытия на сотворённые сущности. Такое излияние едино и целостно - если смотреть на Него из Его истока в Божественном Единстве, откуда Оно напоминает то самое распространение дыхания, которое при вдохе и выдохе человека служит для облегчения "животного духа" (рух-и хаивани). И Оно же множественно, если расматривается в его связи с относительными существами (воджудат-и идхафи), отчего Оно и сближается с множественностью человеческих дыханий, облечённых в звуки, или "буквы" (хоруф)". /Тасаввуф ва адабийят-и тасаввуф (включая Мер'ат-э 'ошак), с.233/

Ещё один термин - "непрерывность Дыхания Божественной Милости" (имтидад-и нафас рахмани). Тот же автор поясняет: "[Это выражение] обозначает непрестанное излияние (таджали) Божественной Сущности на все развёрнутые аспекты (макхаредж) уровней (маратеб) трансцендентных конфигураций (хоруф-и алийя), совершенства Бытия, и "совершенных носителей" (маракебат-и тамма) феноменов.
Это излияние включает в себя проявление велений ипостасей Бытия (шо'унат), явление Божественной Милости, и всех возможных существ. /Тасаввуф ва адабийят-и тасаввуф (включая Мер'ат-э 'ошак), с.172/

Слова мастеров о дыхании

Суфии считают, что сперва Бог сотворил сердца, сделав их фонтаном Своего духовного знания. Затем Он сотворил скрытые центры сверхсознания (асрар), как средоточие Божественного Единства (таухид) /Shimmel, op. cit., p. 192/

Рузбихан о Дыхании: "Дыхания - это благоуханные дуновения, рождённые на Бореях любовной близости и распространяющие откровение Божественной Сущности и Свойств, благоухающие ароматом садов Незримых сфер и сфер Незримого среди Незримого, передавая наиболее драгоценное и сокровенное знание, и преисполненные экстатического видения времени без начала и конца.
Бог возглашает: "Клянусь зарёй, когда она дышит" (Коран 81:18) По словам арифа, "Дыхание - это воскурение Божественного из курильниц Святого Духа, которое разносит мягкие ветерки Божественного Единения, приносящие благоухание Божественной Красоты "/Машраб ал-арвах, с.199/

"Дыхание - это то, что поднимается от сердца в сопровождении взываний к Богу (зикр), его истина пламенеет Божественным проявлением (таджалли), исходящим через уста Духа."/Шарх-э шатийят-э (Рузбихан)/
Согласно описанию Абдор-Раззака Кашани, "Дыхание даёт утешение сердцу посредством [оживотворения] реальностей тонкого мира. Дыхание - это близость любящего и Любимой".
Шах Ниматулла даёт поэтический комментарий к этой фразе:
Если Реальный Объект
       согласия любящего и Любимой - дыхание,
Пусть их дыхание объединится в любви,
       сольётся воедино -
Пока Возлюбленная
       не станет Дыханием влюблённого.
/Ресалаха-йе Шах Ни'мато'ллах Вали IV, с.80 /

И в завершение - строки Джами:
       "Единственная моя ценность - Дыхание, -
       сказал ариф, твёрдый в вере. -
       Не оглядываясь назад, не забегая вперёд,
       Я занимаюсь одним делом: дыханием"./Хафт Ауранг, с.33/

ДАМ

Слово "дам", как и "нафас", используется суфиями как специальный термин, означающий на персидском языке "дыхание". Часто оно синонимично выражению "ласковое Божественное Дуновение" (нафха-йе илахи), которое в свою очередь близко к "дыханию Божественной Милости", о котором шла речь выше.

"Дам" как синоним "нафасу":

Врачеватель Любовной страсти сочувствует,
       Одарённый Дыханием (дам) Иисуса,
но чего стоят его смягчающие средства,
       если у тебя нет боли?
               /Хафиз/

"Дам" чаще всего используется в отношении мастеров, святых или суфиев, чья внутренняя природа очищена, их Дыхание даёт жизнь тем душам, которые мертвы из-за потакания своим эгоистическим страстям (нафс), и совершенствует тех, кто несовершенен. Имея это в виду, Аттар говорит:
Слова Аттара даруют жизнь душе.
Поистине и у него - дыхание Иисуса.

"Дам" как "Дыхание Божественной Милости"
или "Божественный Ветерок"

Это дополнительное значение слова "дам" происходит от высказывания Пророка: "Божественные ветерки от твоего Господа веют сквозь дни твоей жизни. Внемли!"

Руми пишет:

             Пророк сказал:
       "Душистые духовные Дуновения
               веют от твоего Господа
               сквозь течение твоих дней:
       Почувствуй эти моменты и улови их,
               Когда они приходят.
Лёгкий Ветерок возникает, видит тебя и ускользает,
       дарует свою милость кому пожелает
               и несётся дальше.
Будь начеку, чтобы в следующий раз
Он не застал тебя в небрежении
       и не оставил тебя стоять.
Душа на огне закаливается этим Ветерком;
умирающая душа приходит в движение -
       ниспосланное небом движение,
               тонкое и возвышенное,
ничуть не похожее на движение сотворённых вещей.

       Если бы этот Ветер сошёл на небо и землю,
               они уклонились бы от несения его ноши.

               Сквозь трепет этого самосущего,
                   Беспредельного Дуновения

                       услышь:
               "Они отказались понести" залог,
                       ибо "устрашились его".
               Как мучительна кровь горы,
                       обратившаяся в воду
               от ужаса перед столь великой ношей. /Маснави-йе ма'нави II, 1951 - 1959/

Аттар пишет:

Если бы исток всех вещей
не находился в этом дыхании,
не было бы ни человека, ни мира.

Магриби пишет:

Утренней порою Твои рубиновые уста вздохнули.
       Дыхание над царством небытия.
В одном дыхании Ты дала этому миру рождение.

Санаи пишет:

Отцом Адама на земле было Дыхание,
       которое несла в себе Мария
.
     Плоть - пропитана цветом Адама,
   душа - сформирована ароматом Дыхания.
Все потомки от этого Дыхания - Адамы, люди.
Все чуждые этому Дыханию - "белое полотно",
               пустые люди.

/Хадикат ал-хакикат, с.185/

"Благословенное Дыхание" (мобарак дам).
Это выражение обозначает Боговдохновенное Дыхание Божьих святых.

       Есть некий человек в этом городе,
       чьё Дыхание благословенно.
       Немногие обладают таким же
       благочестием.
              /Анон/

"Дыхание от Бога" или "Настоящий момент драгоценен" (дам гханимат аст).

Дорожи, мой друг, Дыханием рассвета,
Вдохновлённым Христом.
Быть может, этот Ветерок, ниспосланный Господом,
сможет оживить твоё сердце,
в котором умерла любовь.
       /Саади/

Храни момент как сокровище, о сердце!
Всё наследие жизни - знай об этом - дыхание.
       /Хафиз/

Материал взят из книги (Джавад Нурбахш, "Духовная нищета в суфизме" - Москва, Оптимус Лайт, 2000) Из раздела "Дыхание".