Семь небес и Христос

Семь небес и Христос

Человек как микрокосм

Согласно Библейским воззрениям, человек создан по образу и подобию Божьему. Это согласуется с древними знаниями, определяющими человека как модель вселенной. Микрокосм устроен по подобию макрокосма. Сущностью человека является Дух, душа является отражением Софии, и через материю (тело) познаёт сущее. Первые христиане разделяли людей на три класса: люди материальные (хоики), душевные (психики) и духовные (пневматики), и люди делятся на избранных, призванных (Мф.20:16, 22:14), и заключённых (в материи).

Лишь пневматики обладают высшим посвящением и им "дано знать тайны Царствия Небесного", по слову Самого Иисуса Христа (Мф.13:11–12; Мк.4:11; Лк. 8:10); они – истинные гностики, увенчавшие подвиг Богоискательства обретением Истины. К ним относятся евангельские слова: "никто не может придти ко Мне,если не привлечёт его Отец, пославший Меня"> (Ин.6:44), и притча о семени, упавшем на добрую почву (Мф.13:3–9, 18–23; Мк. 4:3–20; Лк. 8:5–15), и множество других текстов из Евангелий и посланий Ап. Павла. Различие между духовными и душевными людьми ясно выражено в словах Павла: "возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием:" (1Кор.2:13–16) и т.д.

Душевные люди – это искатели Бога, ещё не достигшие, в отличие от пневматиков, чутья и разумения Истины, но самим исканием её возвысившиеся над материей, в которой заключены остальные люди, не умеющие подняться над уровнем грубых плотских потребностей. Люди материальные могут в себе выработать психический элемент, люди психические могут превратиться в пневматиков, – ибо душа одарена свободной волей и может избрать либо жалкий путь погружения в потакания удовольствиям низших чувств, либо путь медленного очищения и одухотворения. Космические силы создали в материи органическую жизнь, в этой материальной жизни из низшего сознания постепенно выработалась психика, и эта психика в высших своих проявлениях уже близка к познанию Божественного Идеала: ещё усилие – и она возвышается до полного восприятия Его и слияния с Ним. Полное очищение и возрождение происходит через просветление низшей психики высшим познанием, через растворение души в Божественном Начале.

Брачная комната или talamus

Реализацию этого состояния осуществил Иисус Христос, открывший на духовном уровне talamus - центр возрождения души. В физиологии talamus известен как сенсорный интегративный центр. Он расположен на перекрестье зрительных нервов на уровне межбровия. В древности этой железе придавалось большое значение в практике духовного восхождения. С греческого этот термин переводится как "брачная комната" – отсюда образы Жениха (Духа, Христа), соединяющегося с невестой (душой, psyhe) в чертогах брачных. В Греции этим словом обозначали "священные родовые палаты", отсюда происходит метафора "рождение свыше", "второе рождение". Те, кто сподобились этого состояния, названы "сынами чертога брачного": "Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься" (Мф.9,14-15). Христос предсказывает время, когда Дух Святой; не так просто будет обрести, как во дни земной жизни Иисуса, и для "рождения от Духа" потребуются значительные усилия и духовные подвиги. Здесь ясно показано, что аскетические практики, вроде поста, необходимы тем, кто не соединён с Духом, тогда как для "рождённых от Духа" нет необходимости в аскезе. "Сыны чертога брачного" – это те, кто достигли центра talamus, центра Христа, который является "дверью в Царствие Небес": "Я есмь дверь: кто войдёт Мною, тот спасётся..." (Ин.10:9); "79. Иисус сказал: Многие стоят перед дверью, но единственные те, которые войдут в брачный чертог" (Евангелие от Фомы).

Сюда же относятся и слова Иисуса: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими" (Мф.7;13) Евангелие от Филиппа: 66:1. "Душа и дух произошли от воды, огня и света, которые сын чертога брачного [...] Огонь – это помазание, свет – это огонь. 2.Я не говорю об этом огне, у которого нет формы, но об ином, форма которого бела, который является светом прекрасным и который дает красоту." Не случайно на санскрите шестой центр (чакра) в области таламуса назван "Agnya" (огненный).

"6. Брачный чертог и образ через образ – следует, чтобы они вошли в истину, которая – восстановление. (Восстановление связи с Богом - прим. ред.). Помазание выше крещения. Ибо благодаря помазанию мы были названы христианами, а не благодаря крещению. И Христос был так назван благодаря помазанию. (Христос - букв. пер. "Помазанник" - прим. ред.) Ибо Отец помазал Сына и Сын помазал апостолов, а апостолы помазали нас. Тот, кто помазан, обладает всем, он обладает воскресением, светом, крестом, Духом Святым. Отец дал это ему в чертоге брачном!; Он получил это. Но чертог брачный скрыт. Это – святое святых. Завеса утаивала сначала, как Бог правит творением. Но когда завеса разорвётся и то, что внутри, откроется, будет покинут тогда сей дом пустынный! (т.е. душа освободится от плена материи - прим. ред.)... Божественность же вся не убежит в святую святых... Но будет она под крылами креста и под его руками. Этот ковчег будет для неё спасением, когда потоп воды захватит их. Это действительно то, что почитаемо, то, что сильно... Поэтому совершенство явилось нам с сокровенным истины. И святое святых явилось, и чертог брачный призвал нас внутрь. Пока это скрыто, зло ведёт к тщете и не выделено оно из середины семени Духа Святого, они – рабы зла. Но когда это явится, тогда свет совершенный распространится на каждого. И все, кто в нём, получат помазание. Тогда рабы (плоти – прим. ред.) будут свободные и выкуплены пленные (греха – прим. ред.). 127. Если некто становится сыном чертога брачного, он получит свет. Если некто не получил его в этих местах (в земной жизни - прим. ред.), он не сможет получить его в том месте. И никто не сможет мучить такого человека, даже если он обитает в мире, а также когда он уходит из мира (более подробно см. здесь).

В Новом Завете Иисус часто называется "Назореем" (Мф.2,23; Ин.19:19). Для непосвящённых это не о чём не говорит, кроме названия города Назарета. Однако, как и в большинстве мест Библии, здесь заложен сакральный, тайный смысл. Посвящённым было известно, что слово 'Nazare' - обозначает точку между бровями - место расположения таламуса! Вспомним, что и Самсон назван в Писании "назореем Божьим" (Суд.13;5)

Мистический символ креста

Одним из мистических символов, обозначающих talamus, является крест. В Евангелии от Филиппа 66:9 находим: Итак, их получают в помазании полноты силы креста, что апостолы назвали правым и левым.10. Ибо сей более не христианин, но он – Христос". (Имеется ввиду состояние сознания. Вспомним, что в буддизме человека достигшего Просветления называют Буддой. – прим. ред.). Здесь говорится о тех, кто достиг "центра Христа". Символ креста встречается во многих древних культурах и религиях. В Платоновском "Тимее", говорится о Сыне Божием, что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы "Х".

Также в Ветхом Завете сказано, что Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста и сказал народу: вы спасётесь через него (Числ.21;8). В гностических текстах говорится о том, что для ограждения оскверняющего элемента в духовную сферу мистической "полноты" (Pleroma), Неизъяснимый Всеблагой Отец из Себя произвёл Предел ('Oros), именуемый также Крестом (Stavros). Согласно святителю Димитрию Ростовскому: "Изображение греческое,"Тав" называемое, которым Ангел Господень сделал "знак на челах" (Иез.9;4) Божьих людей в Иерусалиме, для ограждения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк".

О том же рассуждает и Тертуллиан (один из ранних Отцов Церкви): "Греческая буква "Тав" и наше латинское "Т" составляют настоящую форму креста, которая, по пророчеству, должна будет изобразится на наших челах (месторасположении таламуса – прим. ред.) в истинном Иерусалиме".(Розыск, М., 1855, кн.2, гл. 24, стр. 458). Мистический символ Креста находим также в "Деяниях Иоанна" и "Деяниях Андрея", пользовавшихся почётом и распространением в мистических кругах христианства. Cокровенное знание об этом центре хранили посвящённые, не считая возможным открывать его толпе. Им также обладали "мудрецы с Востока" - суфии и йоги, бережно храня его и передавая своим непосредственным ученикам.

В комментариях Йогананды на катраны Омара Хайама в разделе "Семь Врат Спасения" находим: "Во время глубокой медитации во лбу можно увидеть ... свет. Этот так называемый центр Христа представляет собой не Седьмые Врата, но отражение вихря энергии в области продолговатого мозга... До истинных седьмых ворот можно добраться через свет, который исходит из центра Христа. Когда эти Седьмые Врата - Трон о тысяче лучей Света – пробуждаются, человек достигает власти и мудрости, чтобы изгнать невежество из тела"(стр.172)

Семь небес спасения

Древнее изображение медитирующего йогаДревнее изображение
медитирующего йога
Из гностических, христианских, суфийских и иудейских текстов видно, что шестые небеса являются вратами в Царство Духа, центром Христа, тогда как в седьмых находится Царствие Божие. Согласно гностическим текстам, "высшая София" создала мировой эмбрион, оказавшийся за "Пределом" . Эта субстанция, оставшаяся вне Плеромы, носит название "внешней" или "низшей Софии"; она пребывает во мраке и в тоске и взывает к Неизреченному Божеству, моля о помощи, спасении и озарении. Из "высшей Софии" через воздействие Иисуса начинается исхождение 7 космических сил, образующих Гебдомаду ("Семерицу" или "Огдоаду" - восьмерицу), вмещающую полноту созидательных потенций вселенной.

Эта Гебдомада является миром средним между Божеством и материей. К ней, произведённой Софией, применялся текст Притчей Соломоновых: "Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его..." (Притч.XI,1). Описание семи небес встречаем в "Вознесения Исайи" - древнем и авторитетном апокрифе иудаизма, воспринятого христианскими книжниками. В этом апокрифе дано описание Вираты – космического Тела, отражение которого представлено в каждом человеке системой семи психо–энергетических центров (эонов, чакр, небес) и трёх энерго–информационных каналов (см.рис.). Левый канал содержит информацию о прошлом и является женским, лунным каналом. Правый канал связан с активностью и планированием и является мужским, солнечным каналом – это канал будущего. Центральный канал - это канал духовной эволюции человека, именно он является связующим звеном между душой человека и Богом – это канал настоящего, то Древо Жизни, что даёт помазание Духом Святым, возрождает из мёртвых. Как отмечает известный американский учёный Джозеф Кембелл, в духовных культурах и традициях всех времён и народов Древо Жизни отождествляется с позвоночником.

Йога учит, что именно в позвоночнике находится тонкий духовный канал - сушумна - по которому Восходит душа. В Евангелиях - это образ смоковницы, которая должна расцвести с приходом Мессии (Матф.21:19–21; Мк.11:13-14, 20–26). Этот же образ часто повторяется в упанишадах. По мере своего восхождения, душа преодолевает семь сфер (небес), которые будучи неочищенными, создают препятствия на пути. Символически тело называют городом или темницей, в котором заключена душа, а сферы - затворами или печатями. Обычно выделяет семь таких печатей, иногда - пять (конечно, их гораздо больше, но это основные).

На схеме отчетливо видно семь тонких центров. Пять из них имеют по три аспекта (на центральном, правом и левом каналах), тогда как шестой центр является местом пересечения трёх каналов (что на физическом уровне соответствует перекрестью зрительных нервов - таламусу!) и ведёт к макушке головы, где располагается последний, седьмой центр - Сахасрара, Крайний предел или Тысячелепестковый лотос. В Евангелии от Фомы находим: "22. Ибо есть у вас пять деревьев в раю, которые неподвижны и летом и зимой, и их листья не опадают. Тот, кто познает их, не вкусит смерти". Здесь говориться о пяти центрах, которые должна познать душа прежде, чем достигнет освобождения. Следует заметить, что сакрум находится над первым центром, поэтому для достижения таламуса остаётся пересечь оставшиеся пять.
Каждый центр создаёт вибрации определённой частоты, причём по мере восхождения, вибрации становятся тоньше. Они обладают световыми и звуковыми характеристиками. Это и есть гимны, возносящиеся к седьмым Небесам, символически описанные Исайей.

Аналогичные образы находим в "Песне о Невесте" - гностическом гимне, посвящённом Восхождению Души к свету Духа. Из текста видно, что путь Восхождения души состоит из семи стадий: "Семь дев ее провожают" – семь эонов (сфер), или семь небес. Седьмые Небеса соответствуют темени головы – Сахасрара чакре, где происходит окончательное соединение с Духом: "Царь на темени ее явлен и питает утвержденных под его властью. Истина главу ее осенила". Характерно описание света и аромата, которые сопровождают этот процесс: "Как вешние цветы ее одежды и сладкое благовоние проливают; Брачный чертог ее светел и благоуханием благодати исполнен". Эти признаки святых известны с давних времён во всех мировых религиях.

Заметим, что в раннехристианских текстах Дух Святой воспринимается как София (Божья Премудрость): "Отца и Господа славословя, и единородного Его Сына, и Духа, Премудрости Матерь".

В заключение приведём один христианский гимн, восхваляющий и призывающий Святой Дух, Который наделяет искателя семью дарами:

Святой Дух, приди и вдохнови наши души
И зажгись Небесным Огнём.
Ты – Святой Дух,
Который наделяет состоящими из семи частей дарами.
Твоё благословенное помазание
Является утешением. Миром и огнём любви".


См. также: София, "Вознесение Исайи", "Песня о Невесте", "Деяния Андрея", "Деяния Иоанна", "Описание чертога брачного"